" Школа №3"
Но как же быстро годы школьные промчались.
...И вот стоим мы у семи дорог
В конце у детства - юности в начале.
Умерь веселье да и слезы подотри.
Пусть будет все величественно строго.
Сегодня утром утром школа №3
С тобой прощается у своего порога.
Смотри и слушай!
Слушай и смотри!
Запомни выражение каждого лица
И вывеску над входом "Школа №3",
И каждую ступеньку школьного крыльца,
Нестройные ряды ободранных столов,
Исписанных и русским, и английским.
О сколько здесь изношено штанов!
Без них процесс учения немыслим.
Запомни все...и в сердце сохрани
Все годы, что прожил ты в школе,
С вывеской над входом " Школа №3"
Она тебе не будет домом более,
Ты вспомни, сколько раз ты здесь стоял,
С цветами малышей встречая,
И сколько слов хороших вспоминал,
Выпускников далеко провожая.
Сегодня вновь стоишь с цветами,
Встречаешь малышей -
И вновь звенит звонок печальный,
И слышен гул торжественных речей.
А где ж выпускники?
Кого ж ты провожаешь?
Ну, где же спрятались они?
И почему везде печальный взгляд встречаешь?
И для кого звенит звонок?
И почему на сердце тяжко,
И в горле почему комок?
И почему себя так жалко?
О Боже неужели сами
Сегодня провожаем мы себя!
И вы прощаетесь с нами,
И больше не вернемся мы сюда?
Не верю, я отказываюсь верить.
Постойте!Подождите....Я прошу
Я вновь шагами школьный двор хочу измерить.
И в класс войти свой я войти хочу,
Хочу проститься я с его стенами.
С учительницей первою своей...
С глазами, что полны слезами...
Со всею прелестью тех дней.
Да,... долог путь был на линейку эту...
Но ты дошел, хоть сам тому не рад.
Звонок тебе не сможет дать на все ответа.
Воспоминанья все вслед за звонком летят.
Прощай, звонок, печально не греми...
И оставайся в нашей школе
С вывеской над входом "Школа №3".
А в не для нас распахнутые двери,
Надеемся однажды позволишь вновь войти...
( Масмалиева Лейла Махир к., 2002 год )
Карабах - неделимая часть Азербайджана
( сочинение )
Болью ударила черная весть,
Сколько товарищей дорогих.
Трупы, обломки и кровь окрест,
В сердце беззвучно бьется крик.
Гамид Аббас
Выбрана тема сочинения. В ожидании чистый тетрадный лист. Выстраиваются в ряд мысли, готовые сойти на бумагу. О чем они? Какие ассоциации вызывают во мне "Родина", "Азербайджан"? Что вспомнила бы в восьмидесятом моя сверстница? Красавец Баку или великого Низами, голубую гладь озера Гей-Гель или хрустальный воздух Шуши, а может - просто маленькую деревушку в горах?
Трудно угадать, но одно я знаю точно: о чем бы она ни писала, это были бы спокойные, светлые и восторженные мысли.
Счастливые!
У моих сегодняшних сверстников другие ассоциации, другие заботы, другие мечты: тревожные, суровые и какие-то ...взрослые.
Что сбивает нас с привычного хода мыслей? Что мешает писать о " тучных стадах и колосящихся нивах"? Поруганные святыни Шуши или сожженные сады Кельбаджар? Слезы вдов и матерей или немые жертвы Ходжалы? Я даже не могу разделить эти темы: "Азербайджан и война", "Родина и Карабах", "Солдат и Шехид".
Все они слились для нас воедино, переплелись в одном кровоточащем узле, который не разрубить подобно Гордиеву одним ударом меча.
Говорят, так распорядилась История: на долю каждого поколения выпадает война. Кому - гражданская, кому отечественная, кому - Афган, а кому - "национальный конфликт местного значения".
Конечно, в любом правиле могут быть исключения. Но увы... На моем поколении эта горькая истина подтвердилась. И выдалось нашей земле, нашему народу полной мерой: в каждом городе, в каждом селе, в каждой семье отдалось стоном горькое эхо войны.
Как-то незаметно, день за днем, потеря за потерей входила война в жизнь людей. И не сразу осознали мы истинный смысл слов: "Родина", "Отечество","дом", "подвиг", "смерь". Потребовалось еще некоторое время, прежде чем был сделан выбор между собственной жизнью и Родиной, и чаша весов отклонилась, показывая степень нашей гражданской зрелости и национального самосознания. И если раньше мы изучали историю по книгам и фильмам, то теперь пишем ее сами своими поступками, своими судьбами, своими жизнями. И от нас зависит, что будет на последней ее странице, какой оставим мы свою Родину потомкам: сожженную и поруганную врагами или свободную и возрожденную из руин.
Довольно долго "похоронки" обходили и наш дом стороной. Но вот и в нашем дворе появились траурные красно-черную цвета. Добавилось еще одно надгробие на Площади павших. Что же это за время такое, когда Аллеи Шехидов в городах растут быстрее жилых корпусов?
Как это случилось, когда успели повзрослеть и возмужать наши мальчишки. Еще вчера они дергали девчонок за косички, а на завтра прямо со школьной скамьи шагнули в войну и бессмертие.
Разве погибнуть ты нам завещала,Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала,Родина!
Но у войны свои законы. Там гибнут самые достойные, несбежавшие и непредавшие. Тысячи своих сыновей потерял Азербайджан в этой войне. Каждый из них, став солдатом, не совершил многое из того, что может сделать человек. Но главное дело своей жизни они сделали: защитили свою Родину.
Мне пока немного лет и в свои 15 лет мало что еще видела. Но придет время, и я побываю в тех местах, названия которых изучала по фронтовым сводкам Шамистана. Шуша и Лачын, Агдам и Ходжалы, Муров-даг....
Я узнаю тебя другим, мой Азербайджан, мирным и цветущим. И вот я, как и моя сверстница из восьмидесятого, напишу и о красивом Баку, и о великом Низами, и о Гей-Геле.
( Абдуллаева Света, 9 класс, 1994 год )
Сказка об учебнике.
Жил-был учебник. Был он не новый, а достаточно потертый. По нему занимались старательные ребята, заворачивали в обложку, не рисовали на страницах. А учебник в благодарность открывал свои тайны, помогал школьникам учиться и получать хорошие оценки.
Но потом началась полоса невезения. Попал он в руки, которые не берегли его, не заботились о нем. Учебник часто забывали в школе, и он лежал там в темноте долгое время, а темноты он боялся. Если его доставали на свет, то даже не читали, а просто листали, рассматривая картинки. А учебник хотел быть полезным.
В следующем году стало еще хуже. Теперь он подолгу лежал на солнце, а когда его брали, то руки хозяина были жирными или грязными. Ученик рисовал в учебнике человечков, самолеты, танки...
Хотелось учебнику сбежать обратно в библиотеку, но у него не было ножек. К концу года он стал совсем чумазым, на него жалко было смотреть.
Добрые руки заботливых людей вылечили учебник. Его подклеили, стерли с полей рисунки и вернули в библиотеку. После этого учебнику повезло, потому что он попал к заботливым ребятам. И жил учебник долго и счастливо.
( Мустафаева Мюжгян, 6 класс, 2003 год)
ОСЕНЬ.
Сидеть и глядеть в окно на неописуемо волшебный пейзаж - вот мое хобби в любое время года.
Любуясь красотой живой картины, думаешь, какие только прелести не зародила природа-мать. Каждый листик, дремлющий на ветке, каждое мгновение, затронутое местным ветерком, оставляет легкий след, дополняя загадочное пространство.
Иногда, проходя мимо забытых закоулков города, наткнешься на клен, на высокое ветвистое полуобнаженное дерево. Его листья, словно звездочки, возвышаются до небес и, спустя некоторое время, обнимают землю.
Разделяя горе клена, и другие деревья плачут по приходу зимы, роняя листья. Будь у них крылья, они последовали бы примеру птиц, которые уже давно чирикают на юге.
Но вот последнее плачущее дерево прощается с последним листком, еще не знающим, что его ждет та же участь, встретившая его собратьев.
Лишь только земля с нетерпением ждет, когда же ее обогреет первый снег.
И я печальным взглядом провожаю золотую осень на целые три сезона. Но, вспомнив, что мы еще встретимся, я улыбаюсь ей вслед.
( Азизли Нигяр, 8 класс, 2009 год )
Чувство Родины.
Человек лишь на Родине - человек.
Говоря о любви к родине, о чувстве родины, о патриотизме, раньше я не задумывалась, как это важно в жизни - ощутить чувство родины. Все эти слова были лишь просто высокими словами из сочинений, текстов, книг. Но сейчас мне уже четырнадцать лет, и я слова "Моя родина - Азербайджан" я вкладываю осмысленные понятия. Чувство родины, чувство дома - это что-то святое, и оно приходит со временем.
Я из того поколения детей, которые волею судеб родились, росли и учились за пределами родного Азербайджана. Около двенадцати лет моя семья прожила в России, в Тюмени. Более того, я и родилась там. Признаюсь, в Тюмени мне нравилось. У кого-то может, о российских школах остались плохие впечатления, но я всегда с благодарностью буду вспоминать свою школу, учителей. Ведь везде бывают и хорошие, и плохие учебные заведения.
Наша 68-я школа была одной из лучших в Тюмени. Там, так же как и в моей нынешней школе, было строгое отношение к школьной форме, обучению. Велась работа в детской организации ВЭСТ, в составе которой я была. В 2006 году по инициативе вэстовцев проводился конкурс "Отличный отличник", и я там заняла 1 место. Тогда мне родители сказали, что очень гордятся мной и больше всего из-за того, что среди всех русских детей в российской школе именно я, азербайджанка, заняла первое место. Для меня достойно представить свою страну тоже является осознанием чувство родины.
Многие задают вопрос, а не лучше ли было остаться там, раз там так хорошо? Но мы знали, что рано или поздно вернемся обратно в Азербайджан. Каждое лето, приезжая в свой родной город, нам все труднее и труднее было расставаться и уезжать обратно. И вот, наконец, в 2008 году мы основательно вернулись в Мингячевир.
Конечно, вначале было необычно сидеть в чужой школе, учиться с незнакомыми тебе людьми. Но вскоре я привыкла, у меня появились новые друзья. Здесь преподают лучшие учителя, дающие основательные знания, проводятся различные мероприятия, конкурсы. Я начинаю чувствовать себя частичкой школы, и я понимаю, что здесь я не чужая. Ведь школа - это тоже часть Родины. В прошлом году я вошла в эко-клуб, а в этом - в школьный парламент.
В одной книге я читала, что в древней цивилизации у людей существовало самое страшное наказание - изгнание с родины. Как это правильно! Нет ничего страшнее, быть вдалеке от родных мест, близких людей.
В заключении хочу пожелать всем детям, которые по какой-то причине оказались вне своей Родины, вернуться домой, быть полезным здесь и приносить пользу своей Родине.
( Алиева Аида, 8 класс, 2010 год )
Посвящение.
Прохладный ветер по утрам,
На шелест листьев ты проснешься.
Поднимешь солнце по горам -
Народ приветствовать берешься.
Но вот уже стремительно темнеет
С моста любуюсь на заката вид.
Усни, мой город счастья, поскорее
И поскорей проснись, Мингячевир!
( Азизли Нигяр, 10 класс, 2010 год )
Мое экологическое взросление.
Наша земля, по данным ученых, является единственной планетой, на которой имеются живые существа. А для жизни и правильного развития каждого из них нужны различные условия. Среди них важнейшими из них является экологическая проблема и среда ее распространения. Ведь чем правильнее используются ресурсы нашей планеты, тем дольше природа может послужить нам.
Сейчас проблемы экологии особенно важны. И наш экологический клуб "Green Patrol" с 2003 года в меру своих сил принимает участие в решении этих проблем. Наш клуб принес немалую пользу в улучшение экологии нашего города. День ото дня увеличиваются и усложняются наши дела. Старшеклассники рассказывали нам, как они совершили "Экологический десант" в Турианчайский заповедник, где очищали лес от вредных насекомых и растений паразитов. Работали в различных проектах с НПО "Экосфера" - экообразование молодежи с КЭП в проекте "Биоразнообразие Каспийского моря - сохраним Каспийского тюленя". Работы ребят - сочинения и рисунки отправлены в Иран на выставку. Члены клуба в качестве призов получили более 70 книг, 5 фотоаппаратов и бесчисленное количество сертификатов, что доказывает серьезность нашего труда.
Нас наградили поездкой в Нефтечалу. Для меня эта поездка была незабываемой. Мы хорошо проследили развитие осетровых рыб, условия их размножения, увидели третий в мире завод по охране осетровых рыб, а главное познакомились со многими людьми: учениками и учителями из Баку, Сумгаита, Ленкорани, работниками и директором этого завода. Это первый завод, который я видела. Рыбы были самых разных размеров и окрасок: золотые рыбки, рыбы черно-белого цвета, оранжево-черного цвета. Самым незабываемым ощущением было прикосновение к телу этих рыб, когда чешуйки чуть кололи, а сердце прыгало внутри от радости и испуга. Осетры были разного вида: от маленьких рыб до рыбы весом 110 кг. Все это было ново для меня : этот завод, новые лица, рыбы, которые так привлекали и напоминали о том, что есть в мире существа, кроме нас, о которых также стоит позаботиться.
Каждый год в день самоуправления 10 декабря мы готовим кормушки и скворечники для птиц, зимующих у нас.
Традиционным для нашего клуба является и уборка территории Парка Бахар.
Каждый год 17 апреля мы очищаем эту территорию в честь "Дня Земли", который отмечают 22 апреля. Уборка ведется тщательно. Это такое незабываемое удовольствие, когда видишь, что работаешь не зря, так как собранного мусора становится все больше и больше. В прошлом году после уборки представителями американской организации "World Vision" были приготовлены интересные игры и конкурсы для всех участников.
Я очень люблю рисовать, что-либо мастерить. И поэтому не стала терять время даром. Был устроен конкурс на лучший рисунок на тему "Охрана окружающей среды" . Я тоже участвовала в этом конкурсе.
Одна из последних акций, которую провел наш клуб: "Озеленение участка в поселке ГРЭС". Ученики 7-8 классов очистили участок в 200 м2 и посадили вместе со студентами политехнического института 50 деревьев. На следующий день эту акцию показали по TV.
Все были довольны не только тем, что хорошо поработали, но и тем, что сделали очень полезное дело.
День ото дня развивается наш клуб. Было множество интересных дел, которые так же быстро разрешались, как и появлялись. У нас постоянные и тесные контакты с 8-м региональным отделением экологии и охраны природы Азербайджана.
Я горжусь тем, что являюсь не только членом, но и председателем такого превосходного экоклуба, который служит на пользу экологии нашего города. А ведь так прекрасно, когда ты можешь позаботиться не только о себе.
Старшеклассники и выпускники нашей школы несколько раз встречались в Орхусском центра с министром экологии Азербайджана Гусейном Багировым, который высоко оценил их работу, вручая на каждой встрече различные призы. Также они были и на встрече с послами ОБСЕ в Азербайджане.
( Гаджиева Айнур, 8 класс, 2010 год )


Очень красивые стихи и сочинения. Мне они очень понравились. А также меня порадовало то, что отличились и ученики нашего класса. А все это благодаря нашим родным учителям, которые научили нас всему. Огромное Вам спасибо!!! (11 класс)
ОтветитьУдалить