Открытия рождаются там, где кончается знание учителя и начинается знание ученика. К.Федин

четверг, 30 августа 2012 г.

                                     Живое слово

                                                                                    Наша сила - в силе мысли, в силе правды,
                                                                                    в силе слова.
                                                                                                                                                  Герцен


                     Сколько можно привести  словосочетаний со словом  « слово » :   волшебное слово, важное слово,  доброе  слово, мудрое  слово.   живое слово, …..и этот перечень разных словосочетаний  можно продолжить до бесконечности. Но как часто мы задумываемся над тем, что говорим….. какие слова в нашей речи преобладают, как с помощью правильных и нужных  слов мы умеем привлечь ученика…  А  ведь слово – это великое сокровище….. Оно, «слово – врач страданий человеческих , что в силах душу из недуга вызволить».  Поистине слово – великое сокровище. Еще  древнегреческий драматург  Менандр писал : « Нет ничего сильнее слова».
                     Силою  слова  можно  возродить из пепла,  силою  слова  можно  и убить. Л.Н.Толстой считал, что «…словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова , которое разъединяет людей».


                     У каждого учителя свои приемы и своя манера вести урок. Безусловно, что дается одному, то у другого  может не получаться, так как не соответствует его стилю работы. Но тем не менее: принцип у нас, учителей,  должен быть один: заинтересовать школьников своим отношением к изучаемой теме. От того, в какой мере он пристрастен к проблеме, которую выдвинул  перед классом, как сумел ее раскрыть, какие нашел для этого средства,  насколько он сумел  подобрать  нужные   слова -  во многом   зависит успех урока, его воспитательное воздействие на ребят. 
                          Несомненно, на уроках литературы нужно ставить перед учащимися увлекательные задачи, задавать вопросы, которые вызовут у них живой , творческий отклик,  помогут им домыслить  художественное произведение. Ведь не секрет  зачастую уроки  литературы сводится к пересказу того или иного художественного произведения  Учитель литературы – прежде всего воспитатель, творец живой души, а для этого и средства нужны особенные. Он обязан найти те   волшебные слова, с помощью которых  достучался  бы до детских душ.  Учителю важна не внешняя, показная самостоятельность ученика с набором привычных выражений: «я думаю», «мне кажется», «по-моему», а истинная увлеченность и переживания ученика.  Живое  слово учителя должно будоражить, волновать, заставлять думать и мыслить, ибо «нравственность человека видна  по его отношению к слову». Думаю, я правильно решила назвать свой блог именно так......Живое слово. Прав Константин Кушнер,  когда писал, что " ...живое слово учителя живее всех писателей"

Комментариев нет:

Отправить комментарий