К 130-летию со дня рождения
Гусейн Джавида
Гусейн Джавид - один из величайших азербайджанских писателей ХХ века, чье творческое наследие по праву считается достоянием всего тюркского мира. Поэт, драматург Г.Джавид с его общечеловеческими и вечными темами и идеями, гуманистической позицией героев сумел возвыситься над повседневностью и мелочами литературной интриги своего времени.
Гусейн Абдулла оглу Расизаде ( Гусейн Джавид ) родился 24 октября 1982 года в Нахчыване в семье духовного лица. Первоначальное образование получил в моллахане, а затем учился в школе нового типа, которая была основана передовым просветителем Мамедом Таги Сидги. В этой школе, кроме восточных языков, изучались также основы научных дисциплин, образцы русской и мировой литературы.
С 1903 года он живет и работает в Тифлисе. Публикует свои статьи в газете "Шарги- Рус" ("Русский Восток" )
В 1906-1909 года Джавид получает высшее образование в Стамбульском университете, где знакомится с передовой турецкой литературой и западноевропейской идеалистической философией. Его первые книги "Минувшие дни", а затем и "Весенние песни" говорили о том, что в литературу пришел зрелый мастер. Всю свою жизнь Джавид занимался педагогической деятельностью. В период Демократической Республики Джавид вместе с Абдулла Шаигом работал над первым в Азербайджане учебником по теории литературы "Уроки литературы". В 1937 году в обстановке начавшихся репрессий Г.Джавид был объявлен "врагом народа"и сослан в Сибирь, где и скончался.
Сложная общественная обстановка начала ХХ века, пробуждение и рост национального самосознания дали сильный импульс формированию демократических, просветительских идей молодого Джавида, который именно в жанре трагедии нашел соответствующую форму для выражения волновавших его мыслей и чувст. В написанных ранний период творчества трагедиях: как "Мать", "Марал", "Шейх-Санан", "Иблис", "Шейда", "Пропасть", драматург с большой художественной силой разоблачает патриархально-феодальный строй, милитаристскую политику многих развитых стран, религиозный фанатизм и догматизм, отрыв от своих национальных корней, увлечение иностранной модой и другие общественные недуги.
В истории азербайджанской драматургии Джавид выступает новатором. Как создатель романтической драматургии, писатель придает этому жанру особую форму и содержание, национальную тему раскрывает в рамках общемировых и вечных проблем человеческой морали. Джавида больше всего волновали вечно разрешаемые в мировой литературе темы сильной личности, личности и общества, добра и зла.
Время показало, что Джавид, как великий художник, в отличие от критикующих его писателей оказался современным для всех времен и поколений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий